Пн, Авг 19, 2024 01:49pm [Аноним] - 407 d back | ↑↓ |
---|
Кризис в швейной индустрии Бангладеш затронет и российские бренды, об этом сообщили представители рынка радиостанции «Ъ FM». Ранее Financial Times отметила, что из-за беспорядков крупные международные компании, включая французский Decathlon и японский Uniqlo, начали переносить производство в другие страны. В результате недавних акций протеста в Бангладеш был нанесен значительный ущерб отрасли, в том числе подожжены фабрики, на которых производились коллекции для H&M и Zara. Связано это с тем, что владельцы этих фабрик имеют связи с экс-премьер-министром Шейх Хасиной, которая бежала из страны. Как это повлияет на мировой рынок моды? И какие варианты остаются у российских брендов? Об этом расскажет Екатерина Вихарева.
Фабрики, которым удалось избежать пожаров, всё равно понесли убытки из-за вынужденного простоя. Массовые закрытия производств начались 4 августа, когда в стране вспыхнула очередная волна протестов. Это привело к значительным задержкам поставок зимней одежды в Европу и Северную Америку. Российские компании также пострадали, рассказала руководитель профиля «Дизайн костюма» Института бизнеса и дизайна Элина Андросова: «Заказы из России всегда выполнялись на тех же фабриках, что и заказы крупных брендов, таких как Zara, потому что оборудование в Бангладеш гораздо лучше. Ткани поступают напрямую с предприятий Азии и частично из Европы. Как это перенаправить в Россию? У нас есть проблемы с наращиванием мощностей и нехваткой квалифицированных кадров».
Швейная индустрия Бангладеш ежегодно приносит более $50 млрд и является основой экономики страны. Производители пытаются удержать клиентов, обещая компенсировать задержки сверхурочной работой, но доверие крупных брендов уже подорвано. Ведущие марки перенаправили свои заказы в Камбоджу и Индонезию. Однако Юго-Восточная Азия начинает терять популярность, отметил Андрей Малыгин, сотрудник университета «Синергия», специализирующийся на спортивной одежде: «Мировые бренды, конечно, используют фабрики этого региона, но теперь возможно смещение производства в Африку. Некоторые эксперты считают, что мы вступаем в новый этап экономического развития, где всё больше внимания уделяется индивидуализации и потребностям клиента. Например, можно будет создавать уникальные кроссовки на 3D-принтере в соседнем здании. Крупные бренды, скорее всего, перейдут на дробление и капсульные коллекции».
Более 600 швейных фабрик в Бангладеш занимаются поставками продукции в Россию, и в 2023 году они импортировали текстильные изделия почти на $900 млн. Однако в последнее время процесс закупок стал сложнее, рассказала генеральный директор бренда Finn Flare Ксения Рясова: «Мы давно работаем с этой страной, у нас там много фабрик. С апреля два контейнера застряли на таможне, мы заплатили за них, а сейчас ещё тратим деньги на их хранение, потому что не можем забрать товар. Беспорядки вроде бы закончились, но проблема в том, что мы не можем отправить туда деньги. Бангладеш всё равно дешевле Камбоджи, и там очень качественный хлопок. Соотношение цены и качества в этой стране лучше, чем где-либо ещё. Мы переместили часть заказов на следующий год в Китай, но там стоимость значительно выше. Хлопок выращивают в Индии, Бангладеш, Китае и Узбекистане. В последнем мы ищем фабрики, но качество там ниже».
Теперь конкуренты, вероятно, снизят цены, чтобы переманить клиентов из Бангладеш, считает основатель отраслевого сообщества «Человек, который шьет» Антон Гуреев: «Крупные бренды всегда стремятся снизить издержки. Если производство развивается в Камбодже, они будут принимать заказы по выгодным ценам, чтобы заполнить мощности и нарастить потенциал. В результате крупные ритейлеры смогут размещать заказы на выгодных для себя условиях».
Швейная индустрия Бангладеш уже переживала кризисы: в 2023 году из-за протестов рабочих, недовольных низкими зарплатами, закрылось 150 производств. В 2013 году, после гибели почти 1 000 человек при обрушении фабричного комплекса, прекратили работу еще 15 заводов. Тем не менее страна остается вторым крупнейшим экспортером текстиля в мире.
|
|