Сб, Апр 12, 2025 04:21am [Аноним] - 172 d back | ↑↓ |
---|
Страны Центральной Азии активно диверсифицируют логистику, стремясь снизить зависимость от России и укрепить связи с Европой, Китаем, Ираном и Афганистаном. Доминирующее влияние Москвы, сложившееся с XIX века, постепенно ослабевает.
С 2022 года активизировались южные маршруты: Казахстан развивает коридоры через Туркменистан в Афганистан, строит новые ж/д ветки и открывает маршруты в Китай и Европу. Ключевым проектом стал Срединный коридор, соединяющий Китай и Европу через Южный Кавказ и Каспий. ЕС поддерживает его в рамках инициативы Global Gateway.
В декабре 2024 года стартовало строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, которая создаст прямой путь в обход Казахстана. Кыргызстан и Узбекистан рассчитывают на рост торговли с Европой и Ближним Востоком, Китай — на ускорение транзита.
Расширяются маршруты через Иран: Таджикистан и Туркменистан выходят на порт Чабахар. Узбекистан запускает новые торговые коридоры с Казахстаном. Между Кыргызстаном и Узбекистаном урегулированы пограничные споры.
На фоне логистических изменений растёт и энергетическая многовекторность. Турция усилила позиции через поставки туркменского газа по своп-схеме через Иран. Россия, несмотря на снижение влияния, продвигает проекты вроде коридора «Россия – Каспий – Туркменистан – Узбекистан – Кыргызстан» и МТК «Север – Юг», обеспечивающего выход к Персидскому заливу и Южной Азии.
Растёт роль Афганистана: строятся новые маршруты до Пакистана (Карачи и Касим), что позволит сократить транспортные расходы до 40%.
Европа тоже активизируется: саммит ЕС – Центральная Азия в Самарканде (апрель 2025) подтвердил интерес к региону. На фоне геополитических сдвигов Центральная Азия впервые за полтора века выходит из-под влияния одной державы, формируя устойчивую многовекторную политику.
|
|