Пт, Янв 26, 2024 12:22pm [Аноним] - 93 d back | ↑↓ |
---|
Ситуация в Красном море не только не улучшается, но и ухудшается. Хуситы из Йемена заблокировали основной торговый маршрут между Европой и Азией. Ни американские ракеты, ни британские фрегаты не могут снять блокаду, которая затрагивает около 15% мировой торговли.
Судовладельцы вынуждены направлять корабли в обход Африки, принимая во внимание, что первый кризис 2024 года продолжается уже несколько месяцев.
Хуситы начали обстрел судов с ноября, нацеливаясь на союзников Израиля и поддерживая его противников. С началом января ситуация ухудшилась, и как враги, так и друзья хуситов перешли от угроз к активным действиям.
США и Иран проводят воздушные удары в различных регионах, а Европа формирует свою армаду для защиты морского пути. Эксперты предупреждают о растущих рисках в регионе и выражают опасения по поводу возможной эскалации конфликта.
Хуситы, нападая на морские суда, могут потенциально перейти и к атакам на портовую инфраструктуру. Это может произойти, например, если порты на Ближнем Востоке используются для военных операций США и их союзников или для поставок вооружений Израилю.
Специалист по морским перевозкам Ларс Йенсен отмечает, что с увеличением нападений на море существует риск эскалации до обстрелов сухопутных объектов. Это создает сложности в управлении кризисом, так как под угрозой окажутся крупные перевалочные пункты в регионе.
Изначально хуситы угрожали обстрелом судов, связанных с Израилем, в знак солидарности с ХАМАС. Сам ХАМАС напал на Израиль 7 октября, захватив заложников, которых в настоящее время пытаются освободить израильские войска в ходе разрушительной операции в секторе Газа.
Однако затем атакам хуситов подверглись и другие западные торговые и военные суда. В ответ западные перевозчики направили свои суда к мысу Доброй Надежды в Южной Африке.
Скоро на этот путь отправились и другие суда, включая танкеры с российским газом и арабской нефтью, а также балкеры с грузами со всего мира, включая суда, перевозящие китайские электромобили.
Украинские власти предупредили, что возможные перебои повлияют на экспорт зерна, который является основным источником внешнеторговых доходов страны, борющейся с российской агрессией.
С начала января США и Великобритания несколько раз атаковали позиции хуситов в Йемене. Однако хуситы не сдаются и продолжают обстреливать суда в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе с использованием ракет и дронов. Этот пролив является ключевым путем из Индийского океана в Суэцкий канал и Средиземное море.
Хуситы временно приостановили обстрелы, но Ларс Йенсен выражает опасения, считая, что это может быть временным явлением.
Даже если хуситы прекратят стрелять, они все равно будут владеть оружием, и пока конфликт в Газе не прекратится, судоходство в Красном море не восстановится в прежнем объеме, предупреждает профессор военных исследований Лоуренс Фридман.
Удары США по Йемену не рассматриваются как эскалация, а скорее как меры по защите судоходства. Однако арабист Элизабет Кендалл предупреждает о возможной взрывоопасности конфликта в его нынешней фазе.
Для мировой торговли блокада ключевого пути между Европой и Азией означает серьезные трудности. В настоящее время примерно 12-19% мировой торговли проходит через Красное море, что приблизительно составляет 1 трлн долларов в год. Эвропа завозит по морю почти 15% всех товаров и сырья из стран Азии и Персидского залива.
По опыту прошлых инцидентов, даже кратковременные перебои в узких местах на морских путях приводят к задержкам, перегрузкам портов и нарушениям цепочек поставок, что влияет на мировую торговлю еще несколько месяцев после разрешения ситуации.
Судовладельцев вынуждены тратить дополнительные средства на увеличенный маршрут в обход Африки из-за кризиса в Красном море. Они сталкиваются с задержками в портах, нехваткой контейнеров и судов, что приводит к необходимости пересматривать графики и повышать тарифы.
Компании вынуждены увеличивать расходы на транспорт, и некоторые вынуждены приостанавливать производство из-за нарушений современных цепочек поставок, которые предполагают своевременную и бесперебойную поставку комплектующих со всех регионов мира.
Tesla из США уже объявила, что из-за кризиса в Красном море временно остановит производство на своем заводе под Берлином с 29 января на две недели. Volvo из Швеции приостановила сборку автомобилей в Бельгии на три дня, а французская Michelin — производство шин в Испании на два дня.
Аналитики страховой компании Allianz отмечают, что текущий кризис гораздо серьезнее шестидневного инцидента в 2021 году. Недельная блокировка Суэцкого канала привела к замедлению роста мировой торговли на 0,2-0,4 процентных пункта в год. Однако чем дольше продолжаются перебои, тем больше возможные косвенные убытки.
Аналитики Allianz отмечают, что блокировка Суэцкого канала стала той самой «соломинкой», которая может сломать спину мировой торговле. Отсутствие комплектующих, контейнеров и полупроводников с начала года может замедлить рост мировой торговли на 1,4 процентного пункта, что эквивалентно примерно 230 млрд долларов в год, даже без учета убытков от блокировки Суэцкого канала.
Специалисты предупреждают, что если кризис будет продолжаться, это может нанести ущерб мировой экономике. Лоуренс Фридман из King’s College отмечает, что хотя кто-то может рассматривать это как урок для поддерживающих Израиль, на данный момент в проигрыше находятся страны, зависящие от доходов от судоходства, прежде всего Египет, который потерял как минимум 40% выручки от прохода Суэцкого канала.
|
|