MGL Inc Vilano STI StateEx
IGT Lemberg Group Schwarz
Uzbek Inc Freight Union
Irina Dovbenko YLM Sungor Taurus RT Group 18 Wheelers SP Truck Center Cargoboss GoldenWay Orozco DaynNight Pava Logistics Formula Trucking Реклама
Список форумовОдесситы
История фригана из Одессы
Ср, Июн 10, 2020 05:03pm [Аноним] - 1434 d back

Его зовут Лёша и живёт он в Одессе. Его представления о жизни достаточно просты, но вряд ли укладываются в рамки привычных. Хотя стиль жизнь под названием фриганизм понемногу набирает популярность в развитых странах, в Украине фриганами чаще становятся не по идейным соображениям, а в связи с бедственным положением. Поговорили с Лёшей о его жизненной позиции и личном выборе.

Если по-модному, Лёша – фриган, создатель экспериментальной музыки в стиле circuit bending и яркий представитель DIY-культуры. Если по-простому, он подбирает на помойках то, что другим не нужно, и даёт находкам вторую жизнь. И нет, Лёша – не бомж, у него всё в порядке с социализацией и рассудком. Просто он не может иначе.

На вид Лёше лет 40, хотя сам он говорит, что после 25 перестал следить за возрастом. Его длинные волосы с проседью собраны в хвост, на носу – очки. Он вставляет сигарету в мундштук и закуривает. «Если хочешь, угощайся», – говорит Лёша, протягивая мне молдавские контрабандные сигареты без фильтра, которые купил на Привозе.

Впрочем, покупает Лёша далеко не всё: большую часть вещей, да и еды, он находит на помойках. Последние полтора года Лёша активно «фриганит» – то есть собирает просроченные продукты, которые выбрасывают крупные супермаркеты.

СЕТЕВЫЕ МАГАЗИНЫ УНИЧТОЖАЮТ ЕДУ, У КОТОРОЙ ВЫШЕЛ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ, НО СРОК ЕЁ ГОДНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОГРАНИЧЕН ВО ВРЕМЕНИ. ЭТО КАК ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЛАМПОЧКИ – ОНИ ДОЛЖНЫ ПОРТИТЬСЯ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЭКОНОМИКА РАБОТАЛА, НУЖНО ЧТО-ТО ПРОДАВАТЬ СНОВА И СНОВА. ИЛИ НЕ ПРОДАВАТЬ, А ВЫКИДЫВАТЬ.
Лёша – веган. На помойках его больше всего интересуют фрукты и овощи. Иногда он забирает сыр и молочку, которую выкидывают десятками килограммов. Что похуже – Лёша оставляет себе, что получше – отдаёт своим друзьям. Для раздачи продуктов он даже создал чат в одном из мессенджеров.

На поиски еды Лёша выходит поздно вечером, когда магазины уже закрываются. Списанный товар супермаркеты выносят не в обычные, а в собственные мусорные баки, которые часто находятся под охраной. Со сторожами, как правило, можно найти общий язык. Но иногда охранники требуют выбросить всё, включая еду, найденную у другого супермаркета. Последнее время искать продукты стало особенно сложно – на баки начали вешать замки. Тут Лёша затягивается сигаретой и философски спрашивает:

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ МУСОР ОБЩЕСТВЕННЫМ ДОСТОЯНИЕМ ИЛИ ЭТО ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ? ИМЕЮ ЛИ Я ПРАВО, КАК ГРАЖДАНИН, НА ЧАСТЬ СВОЕГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДОСТОЯНИЯ? ИМЕЮ ЛИ Я ПРАВО ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ ЧТО-ТО В МУСОРЕ? ЧТО УГОДНО?

Лёша размышляет, как наладить диалог с супермаркетами и найти какой-то компромисс. Он хочет, чтобы продукты не уничтожались, чтобы их можно было прийти и законно забрать. Как в Европе. Там, говорит Лёша, продукты утилизируют исключительно «зелёными» методами. А поскольку это дорого, супермаркетам легче раздать, чем уничтожить еду. В Берлине, например, магазины сами создают чат ботов и оповещают людей о том, где, когда и какие списанные товары можно забрать, не копаясь в мусорных баках.

В УКРАИНЕ МУСОР – ЭТО ОЧЕНЬ ВЫГОДНО. ВЫГОДНО СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ, ЧТОБЫ НЕ РАБОТАЛ РАЗДЕЛЬНЫЙ МУСОР. МЫ С ТОБОЙ ПЛАТИМ ЗА ВЫВОЗ МУСОРА. ЗА ЭТО ПЛАТЯТ ВСЕ. ЧЕМ МЕНЬШЕ РАСХОДА НА ЕГО УТИЛИЗАЦИЮ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПРИБЫЛИ У ТЕХ, КТО МУСОР ВЫВОЗИТ. ЭТО НЕ КАПИТАЛИЗМ КАК КАПИТАЛИЗМ, А КАКАЯ-ТО ОБЕЗЬЯНА С МИКРОСКОПОМ, КОТОРЫМ ГВОЗДИ ЗАБИВАЮТ. КСТАТИ, ХОЧЕШЬ, ФРИГУ ПОКАЖУ?
Тут Лёша встаёт и достаёт из кухонного шкафа несколько нетронутых стеклянных баночек. Товар явно импортный – инструкция на украинском наклеена поверх иностранной. Я заинтригована. Оказывается, это дорогой итальянский конфитюр – луковый и томатный. Рискую попробовать и… оказывается, вкусно. Продукт действительно не испорчен. Смакую деликатес и думаю, что он бы отлично дополнил какой-нибудь соус для пасты болоньезе.

Впрочем, деликатесы для Лёши не редкость. Он и трюфели частенько находил. «И как они?» – спрашиваю. «Как трюфели», – отвечает Лёша и улыбается. Потом подходит к холодильнику и показывает на дверцу: там наклеены этикетки от фруктов, что удавалось найти: манго, авокадо, папайя, ананас, а ещё этикетки дорогого французского сыра.

Лёша говорит, в баках можно отыскать и пиво, и вино – полупустые бутылки часто выбрасывают после дегустаций. Такую «фригу» особенно любят бродяги, но Лёшу алкоголь не интересует – он не пьёт.


Я – НЕ СОВСЕМ АСОЦИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ У МЕНЯ В ПОРЯДКЕ.
Неожиданно во время нашего разговора на кухню заходит пожилой мужчина лет 70 и очень интеллигентного вида. Говорит он на русском, но с явным западным акцентом. «Это Харрис, мой друг из Антарктиды», – обращается ко мне Лёша. «Он застрял в Украине из-за карантина, гостит у меня». Окей. Из кухни мы переходим в Лёшину комнату. Хотя я бы скорее назвала её мастерской. Тут полки с инструментами, несколько столов и куча компьютеров, причудливо соединённых друг с другом. На одном из них стоит голова игрушечного пупса с лупой вместо глаза. Тут Лёша работает с радиоэлектроникой.

У КАЖДОГО СВОЯ ПРИЧИНА ФРИГАНИТЬ. У МЕНЯ ЕСТЬ ВЫБОР – ПОЙТИ В МАГАЗИН КУПИТЬ ВКУСНЯШЕК, ИЛИ НА ЭТИ ДЕНЬГИ КУПИТЬ НОВЫЕ РАДИОДЕТАЛИ. Я ВЫБИРАЮ РАДИОДЕТАЛИ.
В своей мастерской Лёша колдует над микросхемами, записывает видео и музыку. Многое из того, что находится в этой комнате, тоже с помойки: например, два компьютера Intel Core i5 Лёша нашёл и сам починил. Ещё часть оборудования докупал на барахолках и olx.

Я ИГРАЮ НА СИНТЕЗАТОРАХ, НО НЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ, А НА ТЕХ, КОТОРЫЕ НЕ ДОЛЖНЫ СИНТЕЗИРОВАТЬ ЗВУК. ЭТО МОГУТ БЫТЬ СХЕМЫ ДЛЯ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ, ЧАСТИ ОТ ДЕТСКИХ ИГРУШЕК, ГДЕ ЗАПИСАНЫ СЕМПЛЫ. Я МИКШИРУЮ ЭТИ ЗВУКИ, ИСКАЖАЮ ИХ.

Экспериментальную музыку Лёша играет под псевдонимом Ereh Saw. С ней он выступал и по Одессе, и по миру: успел поиграть в России, Польше, Италии и Китае.

В КИТАЙ Я ПРИЕХАЛ ПУСТОЙ. ДО ФЕСТИВАЛЯ В ШАНХАЕ ПОЕХАЛ В ГУАНЧЖОУ – ЭТО «МЕККА» ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОНИКИ. МНЕ НУЖНЫ БЫЛИ МИКРОСХЕМЫ, КОТОРЫЕ Я ЗНАЛ ТОЛЬКО ПО ЗВУКУ. Я ПРИХОДИЛ НА ФАБРИКУ, БРАЛ ИХ И ПОТОМ ПАЯЛ В ХОСТЕЛЕ. МНЕ ИХ НАДО БЫЛО ПОСЛУШАТЬ. В ИТОГЕ СПАЯЛ И ПОЕХАЛ С НИМИ ИГРАТЬ НА ФЕСТИВАЛЬ.
Радиоэлектронике, как и многому другому, Лёша нигде не учился – всё осваивал «методом тыка». «У меня тысяча специальностей и ни одной профессии», – говорит он о себе. Он экспериментирует с видеосъёмкой, делает сайты, когда-то основал свой интернет-журнал, а сейчас с друзьями работает над созданием студии шелкографии: нашёл на помойке стол, отреставрировал его, прикрутил к нему лампы – и получил конструкцию для экспонирования шелкотрафаретов. Я бы назвала Лёшу инженером, но он предпочитает слово «хакер».

Я «ХАКАЮ» ВСЁ НА СВЕТЕ – ИЩУ УЯЗВИМЫЕ МЕСТА В СИСТЕМЕ. Я МОГУ СОЕДИНИТЬ ЧТО УГОДНО С ЧЕМ УГОДНО. Я ИСПОЛЬЗУЮ ТО, ЧТО ПОД РУКОЙ. ВСЁ, ЧТО Я ДЕЛАЮ, НЕ БЫЛО ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ТЕХ ЦЕЛЕЙ, ЧТО Я ВЫБРАЛ – ВСЕ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫ. Я ДЕЛАЮ ВЕЩИ ИЗ ТОГО, ЧТО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВЫКИНУТО И НЕ НУЖНО. ОБЫЧНО ЛЮДИ ТАК НЕ ДЕЛАЮТ. ЛЮДИ ПОЛЬЗУЮТСЯ СЕРВИСАМИ, КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ИМ ГОТОВОЕ РЕШЕНИЕ, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ПРИДУМАТЬ СВОЁ РЕШЕНИЕ И РЕАЛИЗОВАТЬ ЕГО.

Кстати, фриганство для Лёши – тоже «хак» системы, уязвимое место общества потребления. Я бы по старинке назвала его увлечения «очумелыми ручками», но в мире это принято называть DIY-культурой (do it yourself – сделай сам). И дело тут не только в техническом аспекте, философия DIY – делать всё самому, независимо ото всех. Но Лёша хмурится, когда я пытаюсь заговорить о философии:

КАКАЯ ТУТ ФИЛОСОФИЯ? Я ДЕЛАЮ ТАК, ПОТОМУ ЧТО НЕ МОГУ ИНАЧЕ. Я ГОЛОДНЫЙ – Я БУДУ БРАТЬ ЕДУ ТАМ, ГДЕ МНЕ ВЫГОДНО. Я ХОЧУ ИГРАТЬ МУЗЫКУ, НО НЕ МОГУ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ КУПИТЬ ДОРОГОЙ СИНТЕЗАТОР. ЗНАЧИТ, Я БУДУ ДЕЛАТЬ ЕГО САМ, ИЗ ГОВНА И ПАЛОК. Я ПЫТАЮСЬ НАЙТИ ТАКОЙ ПУТЬ, ЧТОБЫ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ ДЕСТРУКТИВНО, А КОНСТРУКТИВНО. ВОТ, КОГДА Я НЕ БУДУ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ, Я БУДУ ПО-НАСТОЯЩЕМУ СВОБОДЕН.

Так или иначе Лёше приходится пользоваться деньгами, а значит, и работать. Его государственное образование закончилось на флотилии юного моряка и мореходном училище, но за свою жизнь он успел заработать деньги на тысячи (без преувеличения) разных вещей. Он делал подкасты для околонаучного журнала, работал в мастерской по изготовлению мозаики, охранял стоянку, работал в хостеле администратором, был электриком на стройке и матросом на яхте. И это, кажется, только начало длинного послужного списка.

Для Лёши так называемая обычная работы – это цена его независимости. Он не берёт гранты, не просит помощи у государства, а делает всё сам и говорит, что это обычная свобода воли. «Всем бы быть такими свободными», – замечаю я. «Иногда приходится жертвовать свободой, чтобы иметь возможность заплатить коммуналку», – отвечает Лёша.

Но по моему ощущению, свободой он поступается редко, чаще, наверное, жертвует удобствами. Однажды он отправился в велопутешествие из Одессы в Рим, не взяв с собой даже палатки: вместо неё была тепличная плёнка для «крыши». А картонки для «пола» Лёша находил в процессе. Так и проехал по Грузии, Турции, Греции и Италии.

ОДИН МОЙ ТОВАРИЩ НАПИСАЛ НА МЕНЯ ЭПИТАФИЮ. ОН СКАЗАЛ, ЧТО НА МОЕЙ МОГИЛЕ ДРУЗЬЯ НАПИШУТ: «ОН ПАМЯТНИК СЕБЕ ПРИНЁС С ПОМОЙКИ.
Лёша точно свободнее меня. Всё интервью я пыталась подогнать его под какое-то определение: «инженер», «композитор», «анархист». Но все эти определения были в рамках системы, а Лёша, я так поняла, не любит, когда его запихивают в рамки. И всё же после моего очередного вопроса «Как тебя обозвать?» он ответил:

Я – ПРОЛЕТАРИЙ. ХОЧЕШЬ МЕНЯ ОБОЗВАТЬ – НАЗОВИ АРТИСТОМ. ХОЧЕШЬ МЕНЯ ТЕХНИЧЕСКИ ОБОЗВАТЬ – НАЗОВИ ХАКЕРОМ. ХОЧЕШЬ МЕНЯ ПОЛИТИЧЕСКИ ОБОЗВАТЬ – НАЗОВИ АНАРХИСТОМ-ИНДИВИДУАЛИСТОМ. Я ПРОТИВ ВСЕХ И, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПРОТИВ СЕБЯ. НО С СОБОЙ МНЕ ЛЕГЧЕ ДОГОВОРИТЬСЯ, ЧЕМ, НАПРИМЕР, С ГОСУДАРСТВОМ ИЛИ С КАКИМИ-ТО ОТДЕЛЬНЫМИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯМИ.

За время разговора мы выкурили всю пачку контрабандных молдавских сигарет. Я собираюсь уходить и в прихожей вспоминаю, что на улице похолодало. Лёша указывает на клетчатый платок: «Хочешь, возьми арафатку… она тоже с помойки». Потом смеётся и, подумав, замечает:

ЗНАЕШЬ, А ВООБЩЕ Я – АНТРОПОЛОГ. ИЗУЧИТЬ ЛЮДЕЙ НА ЭТОЙ ПЛАНЕТЕ, ИХ КУЛЬТУРУ И РАЗЛИЧИЯ МОЖНО ТОЛЬКО ТАК – ПО ИХ МУСОРУ.
Помнить имя на вашем компьютере
Помнить email на вашем компьютере
Показывать Email (адрес будет показан на странице)






Chicago.Ru не несёт ответственности за достоверность размещенной информации
© 2000-2024 Chicago.Ru