MGL Inc Vilano STI StateEx
IGT Lemberg Group Schwarz
ReportDown411 Uzbek Inc Cadence
Freight Union
Irina Dovbenko YLM Sungor GoldenWay Max Carriers Stellar Cargo RT Group Cargoboss Taurus Cleaning Co CB Freight Advertise Here ITL-GTS Pava Logistics Реклама
Список форумовМинчане
Белорусы в замкнутом кругу бедности
Ср, Июн 19, 2019 10:25pm naviny.by - 1744 d back

По данным Белстата, по сравнению с минувшим годом материальные ресурсы домашних хозяйств (попросту говоря, семей) увеличились в среднем примерно на 80 долларов. Но означает ли это, что люди стали жить лучше?

Согласно исследованию Белстата, в первом полугодии 2018 г. располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 1170 рублей в месяц, в том числе в городах и поселках городского типа — 1250,1 рубля в месяц, в сельской местности — 962,9 рубля в месяц.

В первой половине 2017 года эти показатели были ниже: 1014,1 рубля в среднем на домашнее хозяйство, 1085,8 рубля — в городах, 825,3 рубля — в деревнях.

Получается, что за прошедший год ежемесячные ресурсы домашних хозяйств в среднем увеличились на 156 рублей (примерно 80 долларов).



На что тратили?

Одно домашнее хозяйство в среднем тратило 1104,8 рубля в месяц, из которых 831,5 рубля (75,3% ) приходилось на потребительские расходы. На питание уходило 40,3% средств, на непродовольственные товары — 30,6%, на оплату услуг — 26%. Годом ранее доля расходов на питание составляла 42%, на покупку вещей — 29,9%, на оплату услуг — 25,1%.

Уменьшение доли расходов на питание — хороший тренд. Для сравнения: в 1995 году белорусы проедали более 60% своих доходов, а к концу 2010-го этот показатель снизился до 36,8%. Но череда кризисов в первой половине 2010-х вновь вынудила белорусов больше тратить на еду. В 2015-м этот показатель составил 41,9%, в 2016-м — 41,5%.

При том, что доля затрат на питание снижается, до развитых европейских стран нам еще, как до Луны. Например, показатель Люксембурга — 8,6%, Швейцарии — 12%.

Доля расходов на питание, скорее всего, будет уменьшаться и в дальнейшем. Но не из-за снижения цен на продукты, а в связи с переформатированием структуры расходов ввиду увеличения тарифов на услуги ЖКХ.

К концу года тарифы, по которым население оплачивает жилищно-коммунальные услуги, будут покрывать 76,3% их стоимости. Такие данные приводятся в последнем номере журнала «Экономический бюллетень», издаваемого Научно-исследовательским экономическим институтом (НИЭИ) Минэкономики.

«Согласно данным Министерства антимонопольного регулирования и торговли, в результате роста тарифов, а также принимаемых мер по снижению затрат к концу 2018 года уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг достигнет 76,3%», — отмечают специалисты НИЭИ Минэкономики.

В 2017 году этот показатель составлял 69,7%. Естественно, что увеличение доли повлечет за собой и рост затрат семей на коммунальные услуги.



Кто попадает в зону бедности?

По сути, категории, отнесенные государством к самым бедным слоям населения, были определены президентским указом, подписанным в июне этого года. Документ расширил категории граждан, имеющих право на безналичные жилищные субсидии.

Наряду с неработающими пенсионерами, неработающими совершеннолетними инвалидами, безналичные субсидии будут предоставляться семьям, воспитывающим детей до трех лет, детей-инвалидов до 18 лет, а также получающим пособие по уходу за инвалидами первой группы и лицам, достигшим 80-летнего возраста.

Однако в этом списке нет безработных, риск бедности среди которых очень велик. На конец июля 2018 года численность зарегистрированных (ставших на учет на бирже труда) безработных составила 16,6 тысячи человек, что на 46,9% (почти вдвое) меньше, чем на 1 августа 2017 года (31,2 тысячи человек).

Однако адекватные методики подсчета свидетельствуют о более существенных цифрах безработицы — почти 300 тысяч человек по данным за 2017 год.

Все эти люди остаются вне сферы внимания государства в части оказания помощи по оплате коммунальных услуг. Пособие по безработице для официально зарегистрированных (максимальный размер составляет две базовые величины — 49 рублей), серьезно воспринимать как источник дохода не приходится.

В прошлом году, согласно статистическим данным, доля бедного населения несколько увеличилась, за исключением живущих в сельской местности, где держатся во многом за счет приусадебного хозяйства.

Кто может оказаться в ловушке бедности

Наталья Рябова — директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA, при которой действуют исследовательский проект BIPART и сайт «Кошт урада», посвященный государственным финансам, отмечает, что государство поддерживает нуждающихся, но не в том масштабе, как хотелось бы, и не всегда тех, кого надо было бы.

Так, по данным Минтруда, за первое полугодие 2018 года было выделено 47,68 млн рублей государственной адресной социальной помощи, которую получили 161 831 человек, большинство (75 095 человек) в виде пособия на приобретение подгузников. Ежемесячное пособие получали 45 653 человека, на что государство потратило 12,38 млн рублей, то есть на одного человека пришлось около 271 рубля за полгода или 45 рублей в месяц.

Традиционно основные получатели ежемесячного и единовременного социальных пособий — многодетные и неполные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей. Они за прошлый год составили 67,4% общей численности получателей этих пособий. Доля одиноких пенсионеров и инвалидов — 4,7% (6,4 тысячи человек).

Именно эти категории и являются, отметила Наталья Рябова, первыми кандидатами на попадание в ловушку бедности:

«Семьи, где не один, а несколько детей, традиционно оказываются в худшей по сравнении с другими ситуации. Я бы еще отметила жителей села, которые во многом выживают за счет дополнительной работы на приусадебном хозяйстве, и всех одиноких пенсионеров, оставшихся без поддержки семьи. Студенты, вынужденные жить только за стипендию, безработные, размер пособия которых на уровне статистической погрешности, — все они в зоне риска бедности».

При всей очевидной уязвимости некоторых категорий эксперт все же считает более объективным выделение государственной помощи исходя не из социальной категории, а из материального положения.

Она привела в качестве примера субсидирование услуг ЖКХ, которое важно для уязвимых слоев, но в «некоторых случаях с учетом расчета размера субсидий на площадь квартиры поддержку получают не только бедные, но и вполне состоятельные граждане».

Еще один пример — накачивание деньгами нерентабельных предприятий вместо поддержки на достойном уровне безработных. Рябова напомнила, что в Беларуси активно обсуждалась возможность страхования от безработицы, однако вопрос повис.

Как считает эксперт, для властей стало очевидно, что страхование от безработицы в виде еще одного налога станет дополнительной нагрузкой на фонд оплаты труда предприятий, социальные налоги которых и без того велики.

«Вот и продолжается поддержка неэффективных производств. Этот чемодан без ручки давно бы выбросили, если бы не угроза того, что толпы людей окажутся на улице без средств к существованию. По сути, ловушка бедности в том, что налицо замкнутый круг — без денег не получится реформировать экономику, а без реформ не будет денег», — заключила Наталья Рябова.

Ваше имя: Помнить имя на вашем компьютере
Ваш email: Помнить email на вашем компьютере
Показывать Email (адрес будет показан на странице)
Сообщение:Персональные настройки





Chicago.Ru не несёт ответственности за достоверность размещенной информации
© 2000-2024 Chicago.Ru