MGL Inc Vilano STI StateEx
IGT Lemberg Group Schwarz
Uzbek Inc Cadence
Freight Union
Irina Dovbenko YLM Sungor Taurus Max Carriers 18 Wheelers RT Group Cargoboss SP Truck Center Pava Logistics Реклама
Список форумовМинчане
Освещение ночного Минска
Ср, Сен 11, 2019 12:16am [Аноним] - 1682 d back

Белорус, который разрабатывал освещение для фасада Дворца независимости в Минске и для штаб-квартиры «Газпрома» в Петербурге, рассказал TUT.BY, как свет может испортить виды в городе, а как — их спасти.

Сергей Сизый — светодизайнер, основатель студии LiDS, работает в Москве. Среди его проектов — фасадное освещение Дворца независимости в Минске, интерьерное и фасадное освещение бизнес-центров и жилых комплексов Москвы, концепции освещения для музея «Эрмитаж» и штаб-квартиры Газпром «Лахта-центр» (Санкт-Петербург), стадиона «Лужники» и музея современного искусства «Гараж» (Москва), ключевых зданий и городской администрации Ташкента, а также проект освещения города будущего для Парижа.

Дворец независимости — как разрабатывали освещение
Дворец независимости в Минске был первым крупным объектом, над которым работал Сергей Сизый, это был заказ 2011 года, тогда специалист еще жил в Гомеле.

— У нас была небольшая студия по светодизайну, ИП. Помню, подумал: раз главный объект страны доверяют компании, которая всего месяц работает, значит, в Беларуси делать бизнес в светодизайне рано. Тогда здесь не было ни конкурентов, ни рынка, — рассказывает собеседник.

В четверг вечером увидеть, как работает освещение Дворца независимости, задуманное Сергеем Сизым, не получилось: фасад подсвечен минимально.

— Почему так — сложно рассуждать, — говорит дизайнер. — Это странно: посмотрите, выставочный комплекс слева больше освещен, чем Дворец независимости.

Собеседник рассказывает, как определялся с освещением для этого здания.

— Надо было сделать так, чтобы не было ассоциаций с какими-то текущими символами, а, наоборот, было глобально, на века. Например, я осознавал, что сочетание красного и зеленого не стоит использовать, как и красно-белые. Нейтральным символом стала природа: злаковые поля как символ окультуренной земли и неокультуренной — цвет василька. Было сложно, потому что техника того времени еще не позволяла сконструировать большую модель фасада, чтобы понять, как цвета будут работать.
Техническое задание было строгим.

— Среди прочего были ограничения по засветке окон. Это стандартный момент по жилым объектам, в офисных помещениях этого придерживаются именно по желанию заказчика.


«Минску надо проработать ключевые вечерние панорамы»
В минском подходе к освещению города не хватает единой концепции, говорит Сергей Сизый.

— Она нужна, как раз чтобы прописать, какие архитектурные объекты будут световыми доминантами, какие — второстепенными, когда будет работать полное освещение, когда — приглушенное. Например, в Москве здание МГУ до 23 часов освещается полноценно, по всему фасаду. А потом остается только освещение центральной верхней части, которая видна с большей части города.

Запросто на вопрос, как именно нужно подсвечивать Минск, не ответишь.

— Из того, что приходит в голову сразу: в городе есть застройка разного времени. Если осветить дома разных эпох своим способом, то можно подчеркнуть то, что город пережил.

Сергей Сизый уверен: в Минске нужно проработать ключевые вечерние панорамы. Одно из проблемных мест сейчас в самом центре — это набережная Свислочи — Немига — Троицкое предместье. Первое, что подвергается критике дизайнера, когда смотрим в сторону реки возле гостиницы «Беларусь», — фонари-«шарики».

— Эти торшерные фонари ужасны. Они слишком яркие, поэтому не дают нормально смотреть на пейзаж и фотографировать. Они неэффективны: расходуют намного больше энергии, чем светодиодные, при этом только четвертая часть света попадает куда нужно — на дорожки, газоны, все остальное уходит в воздух. Такие фонари нужно заменить на те, что светят на дорожки, а не вокруг самих себя.

Что еще дизайнер предлагает сделать на набережной Свислочи? Подсветить разлапистые ивы, которые совсем не видны в темноте. Можно проработать береговую линию, чтобы было видно, где заканчивается набережная и начинается вода. Но тут главное — не перестараться.

— Светодизайн не стремится подсветить все. Наоборот, некоторые объекты, выключая на них свет, можно спрятать. Например, дом «У Троицкого». Как раз в центре города можно вообще такое здание не освещать. Здесь есть само Троицкое предместье, есть другие доминанты, на которых стоит сделать акцент. Многие города, в которых намешано историческое и неисторическое, действуют как раз по такому принципу: «лишнее» оставляют без фасадного освещения. И ночь сделает свое дело. А здесь выходит, что, пока это здание освещается, например, главный православный собор на Немиге не подчеркнут, как следует, в темноте.

Что касается освещения предместья, Сергей Сизый говорит, что издалека оно смотрится интересно.

— Ближе уже хуже, потому что детали плохо проработаны. Ну и совершенно непонятно, зачем здесь розовый мост.


В Троицком предместье дизайнер успел заметить здание с динамическим освещением.

— Недопустимо использовать не то чтобы цветное освещение в таком историческом районе, а цветодинамику как на дискотеке.

— В Минске разработали концепцию нового облика проспекта Победителей. Массово заменяют витрины на черные, приводя все к стилю торгового центра «Галерея Минск». Каким может быть световое решение при черных витринах?

— Не знаю предысторию, но если инициатива исходила от владельцев торгового центра, то все понятно: все пути при таком подходе логично приведут к нему как к доминанте. Хотя для меня удивительно, что доминантой проспекта является торговый центр. Тогда назовите его Торговым. Что касается освещения, то на черном единственное подходящее решение — медиафасад. Что в принципе там и сделано.

— В Минске немало мозаик и барельефов советского времени, в том числе известных монументалистов. Как можно работать с ними по освещению?

— Если относиться к ним как к наследию советского искусства реализма, то можно работать так же, как с освещением картин. Нужно, чтобы было максимально понятно, что изображено, чтобы не было ненужных бликов. Другой подход: арт-инсталляции, модные во всем мире. Например, в выходные дни или по праздникам сюжеты может оживлять динамическая проекция. Сегодня свет способен на очень многое.

Как вылечить светом Октябрьскую площадь
свещение фасадов на проспекте Независимости светодизайнеру в целом нравится.

— Есть попытка сделать все в одном стиле. Для более брутального и тяжелого нижнего яруса домов выбрано янтарное освещение, для верхнего яруса — теплый белый свет. Это интересная идея — показать этажность, ярусность улицы. Нужно только быть внимательными при реализации, чтобы все эффекты работали правильно: светильники иногда сбиваются, их нужно проверять и нацеливать заново.

Дизайнер вспоминает, что ему нравится, как выглядят днем здания на улице Ленина, неподалеку от «МакДональдса». Вечером богатый терракотовый цвет кирпича теряется, а жаль.

— А что с Октябрьской площадью? Тут абсолютно разная архитектура: сталинский Дворец профсоюзов, Дворец Республики, который начали строить в 1980-х, а теперь еще и новое здание «Капитал Палас» строится. Можно все это вылечить светом?

— Надо понять, что на площади будет считаться первостепенным объектом. Пока освещение Дворца Республики ужасно выглядит — похоже, светильники очень давно работают. А вообще, это здание — тот случай, когда интерьер гораздо интереснее, чем экстерьер. Знаете, какие внутри шикарные люстры? Можно выключить освещение фасада, а взамен включить свет внутри. Затраты на электроэнергию схожие, а здание бы заиграло. Мы могли бы в окна заглядывать и смотреть, что там — интересный эффект.

«Световая инсталляция и при выключенном освещении должна быть привлекательной»

На подъезде к Белгосцирку уже зажгли фонари, которые сейчас устанавливают на проспекте взамен тех, что стояли недавно. Журналистам объясняют, что новые конструкции — в стиле 1950-х, похожие стояли на главной улице города, когда ее только построили. К фонарям дизайнер благосклонен.

— Не исключаю, что такие действительно были в пятидесятых. По крайней мере, в Москве на Моховой улице есть похожие.

В последние годы в Минске появилась мода на световые скульптуры. Многие из них устанавливают перед Новым годом, а потом оставляют навсегда. Одной из таких фигур, клоуну возле здания цирка, от дизайнера достается:

— Считаю, что такое надо убирать из города. В моем понимании световая инсталляция — это произведение искусства. Она и днем при выключенном освещении должна выглядеть привлекательно, а не как клубок светодиодный из гирлянд.

О подсвеченных башнях сталинок в районе площади Победы дизайнер говорит:

— Эти розовые крыши будто облили марганцовкой. Этот цвет подошел бы, если бы здесь были ворота в Диснейленд. А тут строгая мемориальная площадь, где такое вообще ни к чему. Должна быть логика.

В современном Минске, признается Сергей Сизый, ему не нравится освещение двух фасадов в районе станции метро «Восток». Первое — на торговом центре Dana Mall.

— Это освещение не отвечает современным возможностям и статусу объекта, который позиционируется.

Второе — на Национальной библиотеке.

— То, что на библиотеке — разновидность медиафасада, причем он был достаточно ранним в Беларуси. Его особенность — пиксели в изображении далеко друг от друга находятся, поэтому нельзя собрать очень четкую картинку. Повышенная яркость помогает хорошо видеть изображение издалека, что удобно для коммерческих целей, но такой фасад сильно светит в окна. В Москве пришли к тому уже, что все медиафасады вынесли за третье транспортное кольцо, кроме одной улицы — Нового Арбата, потому что там нет жилья. Там, где такие фасады выходят в сторону жилых кварталов, должны быть очень строгие ограничения. Все-таки дизайн в городе должен помогать, а не вредить.

Фото: news.tut.by/society/652542.html
Ср, Сен 11, 2019 11:10am bel-ka - 1682 d back

Не открывается ссылка, только основная страничка.
Помнить имя на вашем компьютере
Помнить email на вашем компьютере
Показывать Email (адрес будет показан на странице)






Chicago.Ru не несёт ответственности за достоверность размещенной информации
© 2000-2024 Chicago.Ru