Ср, Сен 28, 2022 10:24pm [Аноним] - 586 d back | ↑↓ |
---|
За последние десять лет блокировки стали одним из самых масштабных инструментов ограничения доступа к информации и свободы выражения мнения. Хотя первые законодательные изменения, расширяющие возможности блокировок и упрощающие эту процедуру, появились ещё в 2012 году, исследований и сообщений о ситуации до сих пор крайне мало, она долго не получала широкой общественной огласки вне узких правозащитных и экспертных кругов. Отсутствие надлежащей документации нарушений международных норм и стандартов прав человека лишь способствует текущему положению — де-факто полной интернет-цензуре по отношению к альтернативной информации.
Как неоднократно подчеркивалось различными экспертами и институтами, интернет является одной из ключевых технологий для быстрого и децентрализованного обмена информацией, где ответственность за содержание публикаций также распределена между разными элементами. Этим интернет принципиально отличается от традиционных медиа. Это, а также доступность технологий обычным пользователям сделали сеть главным средством выражения мнения в настоящее время. Тем не менее, власти разных стран, в том числе России, пытаются присвоить контроль над интернетом в пределах государственных границ — ограничивают использование зарубежных серверов, заставляют крупные IT-компании открывать офисы на территории страны, ставят на точках трансграничного обмена оборудование, которое перекрывает определенные источники информации и т. п.
В этом докладе мы рассматриваем блокировки интернет-ресурсов как инструмент политической цензуры, связанный, с одной стороны, с общей политикой запретов относительно свободы слова в России, а с другой — с сетевыми технологиями, которые принципиально отличаются от традиционных медиа. Мы рассматриваем онлайн-цензуру в ее динамике: текущую ситуацию войны и связанные с ней радикальные меры по ограничению свободы слова в России мы сравниваем с ситуацией на начало 2022 года, когда все основные инструменты онлайн-цензуры уже сложились, а также прослеживаем историю формирования законодательных инструментов и правоприменительной практики последних десяти лет.
Доклад основан на следующих источниках:
Законодательство Российской Федерации, затрагивающее свободу слова в интернете (законы «Об информации», «О защите детей от вредной информации», «О СМИ», «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека» и другие); Документы Роскомнадзора (отчеты о деятельности, пресс-релизы и т. п.); Европейская конвенция по правам человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие международные документы; Практика Европейского суда по правам человека, мнения Венецианской Комиссии; Документы Комитета ООН по правам человека, Совета ООН по правам человека, специальных докладчиков ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского Союза Организации американских государств, Африканской комиссии по правам человека и народов, Межамериканской комиссии по правам человека и других международных организаций; Доклад ОВД-Инфо «Нет войне. Как российские власти борются с антивоенными протестами» и другие материалы и данные ОВД-Инфо; Доклады российских и международных НКО о свободе слова и блокировках, другие документы и заявления (проект «Неправомерный антиэкстремизм» центра «Сова», проект «Сетевые свободы» международной правозащитной организации «Агора», а также Human Rights Watch, Amnesty International, Civil Rights Defenders, Reporters Without Borders, Accessnow, CIVICUS, Article 19, Freedom House и Censored Planet и другие); Данные проекта «Роскомсвобода» (реестр заблокированных ресурсов, новости, экспертные комментарии); Публикации Центра защиты прав СМИ; Публикации в СМИ (РБК, Cnews.ru, раздел новостей сайта ОВД-Инфо); Организованный ОВД-Инфо закрытый круглый стол с участием экспертов из проектов «Сова», «РосКомСвобода», «Сетевые свободы» и «Центр защиты прав СМИ». Блокировки интернет-ресурсов в России
Одной из главных и очевидных проблем блокировок ресурсов в России являются их постоянно растущие масштабы. Они не всегда были связаны с цензурой именно политической, однако серьёзно влияли на общую возможность выражения мнения и на развитие гражданского общества. Тенденция отлично прослеживается по росту количества заблокированных ресурсов, а также оснований для таких блокировок. Так, по данным проекта «Роскомсвобода», в 2012 году был заблокирован 261 ресурс, а в 2021 году — 63 554 ресурса по требованию суда и еще 8421 — по требованию Роскомнадзора.
По данным проекта «Сетевые свободы», в 2021 году насчитывалось более 450 тысяч конкретных случаев вмешательства в свободу интернета в России (большинство из них — блокировки) и более 90 общих инициатив по ограничениям и запретам в интернете. Этих цифр достаточно, чтобы понять, что блокировки — это массовая мера, показатели которой постоянно росли начиная с 2012 года и до 24 февраля 2022 года, когда лавина блокировок фактически уничтожила прямой доступ из России к негосударственным общественно-политическим СМИ. Причем, в тенденции последних лет входит не только рост количества блокировок, но и криминализация онлайн-активности, как пишет проект «Сетевые свободы» в докладе о свободах в интернете за 2020 год. Пользователи все чаще получают штрафы и тюремные сроки за свои тексты, перепосты чужих материалов и даже лайки.
Ситуация лишь ухудшилась с началом войны. С 24 февраля по 5 мая, по данным «Роскомсвободы», цензуре, связанной с публикациями о войне, подверглись более 3000 сайтов (важно, что в эту статистику не входят блокировки на других основаниях). Были внесены новые законопроекты и приняты законы, ограничивающие свободу слова как для СМИ, так и для граждан; многие СМИ были заблокированы и распущены; соцсети подвергались «замедлению» или объявлялись «экстремистскими» и запрещались. По данным Роскомнадзора, были также заблокированы около 120 тысяч ресурсов, среди которых РКН якобы обнаружил не только «фейки», но и сайты с «украинской националистической пропагандой с суммарной аудиторией свыше 202 миллионов пользователей».
|
|