MGL Inc Vilano STI StateEx
IGT Lemberg Group Schwarz
ReportDown411 Uzbek Inc Cadence
Freight Union
Irina Dovbenko YLM Sungor GoldenWay Max Carriers Stellar Cargo RT Group Cargoboss Taurus Cleaning Co CB Freight Advertise Here ITL-GTS Pava Logistics Реклама
Список форумовМосквичи
«Российский космос — всё?»
Сб, Апр 9, 2022 11:51pm [Аноним] - 718 d back

С начала войны в Украине против России было принято множество санкций. В том числе они коснулись космической отрасли. Реагируя на ограничения, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сделал несколько заметных заявлений: что МКС может упасть и что Россия самостоятельно решит свои проблемы в космосе. Арсений Веснин поговорил с популяризатором космонавтики Александром Хохловым о перспективах российских космических программ. Спойлер: все плохо.

Сейчас перед людьми, которые только в общих чертах что-то знают о космонавтике, стоит один глобальный вопрос: сможет ли Россия остаться космической державой в связи с санкциями, которые наложили западные страны?

Космическая промышленность, а также способность делать и запускать космические аппараты останутся. Тут можно вспомнить, что КНДР и Иран, находясь под санкциями, продолжают попытки развивать свою космическую программу, пусть и на минимальном уровне. При этом их потенциал намного меньше потенциала России, где есть кадры, опыт, относительно развитое производство.

Но сейчас можно с уверенностью сказать, что ситуация резко меняется, Роскосмос практически потерял нишу коммерческой космонавтики, трудная ситуация сложилась и с научными космическими проектами, где традиционно мы участвовали в кооперации с другими странами. Хотя таких проектов было немного.

Санкции будут мешать использованию технологий и комплектующих из развитых стран, и Китай не сможет, а иногда не захочет компенсировать все потери. Космонавтика в России останется, но столкнется с большими трудностями в ближайшее время. Этот процесс уже начался.

«Если заблокируете сотрудничество с нами, кто спасет МКС от неуправляемого схода с орбиты и падения на территорию США», — заявил Рогозин. Действительно ли Россия так важна для МКС? Что будет со станцией?

Буквально недавно Дмитрий Рогозин объявил, что основные партнеры по МКС не пошли навстречу его мартовскому ультиматуму. Напомню, он потребовал от иностранных партнеров снять санкции с предприятий Роскосмоса, серьезно мешающие их работе.

В 2021 году США включило в санкционные списки ЦНИИмаш – это отраслевой институт Роскосмоса, и в его состав входит Центр управления полетами, управляющий российским сегментом МКС, и самарский РКЦ «Прогресс» — это производитель ракет «Союз-2», с помощью которых стартуют к МКС грузовые корабли «Прогресс» и пилотируемые «Союз». С начала «специальной военной операции» в Украине еще три предприятия Роскосмоса попали под санкции.

Но, объявляя ультиматум, Дмитрий Рогозин перепутал причины и следствия: санкции накладывает не NASA, и связаны они с той агрессивной внешней политикой, которую проводит Россия как государство. Продукция предприятий Роскосмоса используется и для Министерства обороны, поэтому они и попадают под ограничение доступа к американским высоким технологиям.

Наверное, здесь надо было бы обратиться к руководству России с просьбой воздержаться от действий, разрушающих не только сотрудничество в космосе, но и саму российскую космическую отрасль.

Вместо этого Дмитрий Рогозин написал космическим агентствам, которые занимаются только гражданской научной космонавтикой, а не военно-политическими вопросами и, соответственно, санкциями. Все, что они смогли ответить, что готовы продолжать совместную работу по программе Международной космической станции. Как мы видим, директора Роскосмоса это не устроило, и он обещал передать правительству России свои предложения по дальнейшему участию (или неучастию) в проекте МКС.

О чем может идти речь?

Конкретику Дмитрий Рогозин не озвучил, но можно предположить, что речь идет о завершении российского участия в работе станции в 2024 году. Дело в том, что каждые 4 года партнеры должны договариваться о продолжении полета МКС и выделять бюджет. Это США, Россия, Канада, Япония и Европейское космическое агентство, объединяющее ряд европейских стран.

Российский вклад в программу важен – именно наш сегмент имеет двигатели как на модуле «Звезда», так и на грузовых кораблях «Прогресс», которые используются для маневров по изменению орбиты МКС: для удобства прилета транспортных кораблей, для предупреждения падения станции и для уклонения от потенциально опасных объектов космического мусора.

США уже решили, что работу станции можно и нужно продлить до 2030 года, а потом свести ее с орбиты в Тихий океан. К тому моменту вокруг Земли начнут летать американские частные космические станции, услугами которых сможет пользоваться NASA.

Если Роскосмос примет решение выйти из проекта, а правительство его поддержит, то есть варианты развития событий: например, компании SpaceX и Northrop Grumman смогут сделать и запустить модуль, который возьмет на себя функции российского сегмента, а его в 2025 году отстыкуют и сведут с орбиты либо вся станция прекратит полет раньше времени.

Получается, такими темпами Россия теряет для себя космические станции.

Роскосмос не может самостоятельно решить судьбу станции, ведь работа партнеров идет по межправительственному соглашению между Россией и США. И начать полноценное создание новой Российской орбитальной служебной станции (РОСС) на смену российского сегмента МКС Дмитрий Рогозин тоже не может без включения ее правительством в Федеральную космическую программу.

Сейчас в РКК «Энергия» делают эскизный проект российской станции, чтобы представить его руководству России. Но у меня есть сомнения, что экономика России, обескровленная специальной военной операцией и санкциями, потянет создание новой орбитальной станции.

Программа «ЭкзоМарс» — всё? Про Красную планету забыли?

К сожалению, в марте Европейское космическое агентство подтвердило отказ в связи с новыми санкциями от запуска с Байконура в этом году совместно с Россией межпланетной станции «ЭкзоМарс-2022». В ответ Рогозин пообещал в будущем самостоятельно запустить на Марс российскую посадочную станцию, правда, без марсохода. Россия растеряла свои компетенции по космической робототехнике.

«ЭкзоМарс-2022» состоит из перелетного модуля (Европейское космическое агентство), посадочного аппарата «Казачок» («Роскосмос») и марсохода «Розалинд Франклин» (ЕКА).

Сейчас у Марса находится орбитальный аппарат TGO (Trace Gas Orbiter), ставший первым элементом миссии «ЭкзоМарс». Запущен он был на ракете-носителе «Протон-М» с космодрома Байконур в 2016 году. Его основная научная миссия началась в августе 2018 года. После прибытия аппарата миссии «ЭкзоМарс-2022» орбитальный TGO должен был стать просто станцией-ретранслятором для связи с Землей.

Сможет ли Россия самостоятельно достичь Марса — это большой вопрос. Даже слова Дмитрия Рогозина о том, что «Роскосмос» может привлечь инвесторов из стран Персидского залива или Китая вместо европейцев для реализации марсианской миссии, свидетельствуют о неспособности решать такие задачи своими силами.

А как же другие планеты, спутники?

У Роскосмоса есть еще лунная программа. В июле этого года должна стартовать автоматическая станция «Луна-25», сам аппарат еще не доставлен на космодром Восточный. Этот полет, если он состоится в 2022 году, станет большим экзаменом после перерыва в 30 лет в межпланетных полетах.

Следующие лунные станции — орбитальная «Луна-26» и посадочная «Луна-27» — планируются в середине этого десятилетия, но их создание зависит от наличия достаточного финансирования и радиационностойких электронных компонентов, то есть западных технологий.

Что собой представляют военные космические программы? Что в этом направлении ждет Россию?

Для Министерства обороны запускаются спутники связи и разведки. Для этого обычно используется космодром Плесецк. Главная ракета-носитель для этих целей — «Союз-2», она же используется для запусков космонавтов с Байконура. Поэтому и оказался РКЦ «Прогресс» под санкциями – его продукция используется не только для гражданских целей. Сейчас на Плесецке вводится в эксплуатацию новая космическая ракета «Ангара», которую делают в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, пока в двух модификациях (легкого и тяжелого классов).

Отдельно можно отметить, что Россия в режиме секретности разрабатывает противоспутниковое оружие наземного базирования. В ноябре 2021 года было первое испытание с поражением ракетой старого советского спутника, последствия которого создали угрозу для МКС. К счастью, все обошлось, столкновения с обломками космического мусора не произошло.

Сможет ли Россия зарабатывать на космосе?

С высокой вероятностью Роскосмос не получит новых значимых коммерческих контрактов в ближайшем будущем, под угрозой космический туризм с полетом иностранцев на МКС на кораблях «Союз». Санкции и репутационные потери от незавершения контракта с компанией OneWeb (по запуску спутников связи. – Прим. ред.) привели к незавидному положению России на международном космическом рынке.

Причем Рогозин сам отменил все пуски в пользу европейцев, тем самым сорвав контракт.

Скорее всего, Роскосмос будет работать только по государственным бюджетным заказам, которые не имеют такой маржи, что была у коммерческих заказов. А изменение ситуации зависит от окончания «специальной военной операции» в Украине и перспектив восстановления положения России в мире. Сколько лет или десятилетий это займет, сегодня невозможно спрогнозировать.

То есть реальность российской космонавтики — разведывательные спутники и спутники связи?

Дмитрий Рогозин на днях заявил, что в США рассматривается вопрос о том, чтобы отключить Россию от GPS, и тут же добавил: хорошо, что у нас есть ГЛОНАСС. Это две крупнейшие спутниковые системы навигации, которые использует почти каждый из нас, у кого есть смартфон: для вызова такси, для того чтобы дойти до нужного адреса, посмотреть, как далеко нужный трамвай, и т.д.

Сейчас в наших мобильных устройствах и на транспорте используются одновременно обе системы. Кроме того, уже возникли сложности по получению спутниковых данных из Европы, необходимые для прогнозов погоды и для мониторинга территории нашей страны.

Если Россия окажется в изоляции, то необходимо будет полноценно поддерживать спутниковые группировки, в первую очередь для военных – любая современная армия слепа без спутниковых данных; для правительственной связи и для гражданских нужд – хотя бы на минимальном уровне.

Будет трудно с электроникой, но можно наладить контрабанду или использовать устаревшие технические решения. Но точно спрогнозировать сложно – зависит от множества внешних и внутренних фактов, оттого, как долго протянет существующий режим в России. И все-таки пускает же КНДР ракеты…
Вт, Май 3, 2022 02:02am [Аноним] - 695 d back

теперь уже окончательное ВСЁ

Ваше имя: Помнить имя на вашем компьютере
Ваш email: Помнить email на вашем компьютере
Показывать Email (адрес будет показан на странице)
Сообщение:Персональные настройки





Chicago.Ru не несёт ответственности за достоверность размещенной информации
© 2000-2024 Chicago.Ru