IGT FleetPro StateEx
Max Freight Schwarz World Logistics
ADFreight Freight Union
Altex Cadence
Maid Green YLM Sungor Taurus Max Carriers ASE PIC Uzbek Inc Nomad InTime 18 Wheelers JP Logistics Pava Logistics Реклама
Список форумовАмериканская мечта
Чужая страна, своя судьба
Сб, Дек 6, 2025 03:04pm [Аноним] - 1 d ago

В одном из тихих дворов на окраине Варшавы расположено место, которое стало культурным островком для выходцев из Украины. Помещение находится в процессе обновления, повсюду стоят строительные конструкции. Я вхожу в небольшую комнату, где за круглым столом проходит встреча людей, готовых безвозмездно помогать другим. В основном здесь женщины зрелого возраста. Они обсуждают насущные вопросы поддержки земляков, оказавшихся в Польше.

Моя собеседница — Наталия, ей примерно сорок пять. На вопрос о родном городе она спокойно отвечает по-русски: Крым. В Варшаву она с мужем и двумя детьми приехала в конце зимы.

— Мы давно об этом думали, — переходит на украинский язык Наталия. — Еще когда у власти был Янукович. Как можно было жить в таком хаосе? Потом случился Майдан. Была надежда, что все изменится к лучшему. Но началось что-то невообразимое. Многие знакомые с полуострова со слезами радости встретили присоединение к другому государству. Все вокруг праздновали, а я не понимала: что будет с жизнью в Крыму, который не признает международное сообщество?

Она поддерживает связь с бывшими коллегами. Те рассказывают, что в школу, где Наталия раньше учила детей русскому языку, привезли нового завуча из российского города. Многих прежних педагогов уволили.

Её супруг сейчас работает на стройке. Его ежемесячный доход — три тысячи злотых. Это эквивалентно примерно восемнадцати тысячам гривен. Сама Наталия ухаживает за пожилой женщиной, получая за день восемьдесят злотых.

— Здесь нам хорошо. Возвращаться обратно не хочется, — делится она.

Следующая, с кем я познакомилась, — Дарья, светловолосая девушка двадцати восьми лет. По профессии она журналист, также занимается общественной деятельностью. Переехала из Львова два года назад, окончила один из вузов Варшавы.

— Я руковожу проектом, который объединяет женщин-соотечественниц, — объясняет Дарья. — Участницы общаются, поют вместе, получают важные консультации по правовым вопросам. Самое сложное для многих — разобраться в обилии документов и местных законах. Часто возникает ситуация, когда разрешение на пребывание заканчивается, а уезжать не хочется. Мы подсказываем, как легализовать свое положение и право на труд.

Проще всего тем, у кого есть особый документ, подтверждающий польские корни. Он позволяет легально работать, а впоследствии получить вид на постоянное жительство, что практически приравнивается к статусу гражданина, за исключением избирательных прав. Остальным необходимо оформлять временное разрешение, которое напрямую зависит от работодателя. Если человек теряет работу, он может лишиться и права оставаться в стране.

В отношении приезжих с Украины существуют устойчивые предубеждения. Женщин иногда воспринимают предвзято, мужчинам приписывают готовность только к тяжелому низкооплачиваемому труду. Также всплывают исторические стереотипы о политических движениях середины прошлого века.

Люди едут в Польшу в поисках заработка, подобно тому, как сами поляки часто уезжают на работу в Великобританию или Германию. В последней, к слову, также существуют свои обобщения касательно выходцев из Польши.

Дорога на поезде из Варшавы в Люблин занимает около трех часов. Моя попутчица — светловолосая женщина лет сорока по имени Лидия. По образованию она управляет проектами. Переехала из Киева более пятнадцати лет назад и живет одна. Её сын окончил здесь школу, а сейчас учится в Шотландии по европейской стипендии.

— Как выглядит жизнь обычной польской семьи? — интересуюсь я.

— Мечта многих — собственный дом за городом, собака и двое детей. При этом огородов здесь почти не увидишь — никто не выращивает овощи, разве что цветы. Продукты дешевле купить в магазине. Молодые люди часто берут долгосрочные кредиты на жилье — на двадцать и более лет. Процент по таким займам обычно не превышает десяти годовых.

— Вам здесь комфортно?

— Бывает по-разному. Разовый проезд в транспорте стоит чуть больше доллара. Выгоднее покупать месячный проездной. За последние десять лет цены на транспорт выросли вдвое, но и сервис стал лучше: чистота, соблюдение расписания. Опоздания сказываются на зарплате водителя, поэтому график соблюдается строго.

Медицина представлена государственными и частными клиниками. Запись к узкому специалисту даже в частном центре может занять месяц, а иногда и год. Лечение дорогое. Один знакомый сломал ключицу за границей, кость срослась неправильно. Для исправления в Польше ему назначили операцию через полгода. Вне очереди — за сумму в двадцать тысяч злотых, и вмешательство проведут хоть на следующий день. Это легальная практика.

Я сама планирую вернуться на родину — тянет. А мой сын недавно сказал, что возьмет академический отпуск и поедет добровольцем на восток Украины.

В воскресенье в Люблине церкви полны народа, а кофейни пустуют. В одной из них я встречаюсь с Богданом, историком тридцати восьми лет. Он невысокого роста, с темными волосами. Переехал из Волыни десять лет назад и сейчас занимается переводами.

— Раньше работал в пресс-службе городской администрации в Луцке, — рассказывает он. — Потом уехал на учебу в Польшу на два года. Вернулся, но оставаться на зарплате в шестьсот гривен при том, что привык к другому уровню дохода, не захотел. Так и остался здесь.

Поляки массово начали уезжать на заработки в Великобританию около пятнадцати лет назад. Страну покинуло около двух миллионов человек. В Германию перебралось меньше, возможно, из-за исторической памяти о событиях прошлого века.

В Люблине несколько табачных фабрик закрылись из-за конкуренции с контрабандными товарами с Украины. Недавно правоохранители раскрыли нелегальное производство сигарет. Организатором был поляк, его помощником — армянин, а рабочими — около десятка украинцев. Все они сейчас находятся под стражей.

В аэропорту перед вылетом я заметила дипломата, представляющего Украину в Польше. Как выяснилось в самолете, мы летим рядом. На мой вопрос о том, почему он летит эконом-классом, последовал ответ:

— Следуем внутренним рекомендациям экономить. Мне даже предлагали перейти в бизнес-класс, учитывая должность. Пришлось объяснять, что мне вполне комфортно здесь.

— Как вам работается на новом посту?

— В Варшаве чувствую себя хорошо. Одна из рабочих задач — расширение приграничной зоны для упрощенного пересечения. С тридцати до пятидесяти километров. Эта идея находит поддержку у польских коллег, но на уровне общеевропейских структур пока получен отказ. Аргументируют это тем, что такое расширение не предусмотрено текущими правилами.

Многое приходится отстаивать с трудом. Украина не получила четкой перспективы вступления в Европейский Союз, в отличие от Польши в свое время. Тогда была понятная цель и путь к ней. Сейчас же направление движения не столь очевидно.

Средний заработок в Польше составляет около четырех тысяч злотых, что эквивалентно примерно двадцати двум тысячам гривен. С этой суммы удерживается подоходный налог около тридцати пяти процентов. Средняя пенсия — две тысячи злотых (более одиннадцати тысяч гривен). Мужчины выходят на пенсию в шестьдесят пять лет, женщины — в шестьдесят. Недавно начата реформа, которая в течение двадцати пяти лет постепенно повысит пенсионный возраст для всех до шестидесяти семи лет.
Помнить имя на вашем компьютере
Помнить email на вашем компьютере
Показывать Email (адрес будет показан на странице)




Truckers Flow
Chicago.Ru не несёт ответственности за достоверность размещенной информации
© 2000-2025 Chicago.Ru